Задача формирования
самостоятельной,
ответственной и социально
мобильной личности,
способной к успешной
социализации в обществе и
активной адаптации на рынке
труда, определяет
необходимость широкого
использования в системе
сопровождения
соответствующих программ
развития социальных навыков,
способности к личностному
самоопределению и
саморазвитию.
При таком подходе
объектом сопровождения
выступает образовательный
процесс
(учебно-воспитательный
процесс), предметом
деятельности является
ситуация развития ребенка
как система отношений
учащегося: с миром, с
окружающими (взрослыми и
сверстниками), с самим
собой.
Психолого-педагогическое
сопровождение развития
учащегося может
рассматриваться как
сопровождение отношений: их
развитие, коррекция,
восстановление.
Целью
психолого-педагогического
сопровождения учащегося в
учебно-воспитательном
процессе является
обеспечение нормального
развития учащегося (в
соответствии с нормой
развития в соответствующем
возрасте).
Задачи
психолого-педагогического
сопровождения:
- предупреждение
возникновения проблем
развития учащегося;
- помощь (содействие)
ученику в решении актуальных
задач развития, обучения,
социализации: учебные
трудности, проблемы с
выбором образовательного и
профессионального маршрута,
нарушения
эмоционально-волевой сферы,
проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями,
родителями;
- психологическое
обеспечение образовательных
программ;
- развитие
психолого-педагогической
компетентности
(психологической культуры)
учащихся, родителей,
педагогов.
Виды
(направления) работ по
психолого-педагогическому
сопровождению:
- профилактика;
- диагностика
(индивидуальная и групповая
(скрининг));
- консультирование
(индивидуальное и
групповое);
-
коррекционно-развивающая
работа (индивидуальная и
групповая);
-Профилактико-просветительская
работа: формирование
психологической культуры,
развитие
психолого-педагогической
компетентности учащихся,
администрации
образовательных учреждений,
педагогов, родителей;
-
Организационно-методическая
работа
- Здоровьесберегающая
деятельность.
Психолого-педагогическое
сопровождение сегодня
является не просто суммой
разнообразных методов
коррекционно-развивающей
работы с детьми, но
выступает как комплексная
технология, особая культура
поддержки и помощи ребенку в
решении задач развития,
обучения, воспитания,
социализации.
Задачи
психолого-педагогического
сопровождения на разных
уровнях (ступенях)
образования различны.
Дошкольное
образование - ранняя
диагностика и коррекция
нарушений в развитии,
обеспечение готовности к
школе.
Начальная школа -
определение готовности к
обучению в школе,
обеспечение адаптации к
школе, повышение
заинтересованности
школьников в учебной
деятельности, развитие
познавательной и учебной
мотивации, развитие
самостоятельности и
самоорганизации, поддержка в
формировании желания и
"умения учиться", развитие
творческих способностей.
Основная школа -
сопровождение перехода в
основную школу, адаптации к
новым условиям обучения,
поддержка в решении задач
личностного и
ценностно-смыслового
самоопределения и
саморазвития, помощь в
решении личностных проблем и
проблем социализации,
формирование жизненных
навыков, профилактика
неврозов, помощь в
построении конструктивных
отношений с родителями и
сверстниками, профилактика
девиантного поведения,
наркозависимости.
Старшая школа -
помощь в профильной
ориентации и
профессиональном
самоопределении, поддержка в
решении экзистенциальных
проблем (самопознание, поиск
смысла жизни, достижение
личной идентичности),
развитие временной
перспективы, способности к
целеполаганию, развитие
психосоциальной
компетентности, профилактика
девиантного поведения,
наркозависимости.
Важнейшим
направлением
психолого-педагогического
сопровождения развития
учащихся является сохранение
и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами
работы в данном направлении
являются:
- формирование
установок на здоровый образ
жизни;
- развитие навыков
саморегуляции и управления
стрессом;
- профилактика
табакокурения, алкоголизма и
наркомании, заболеваний,
передающихся половым путем,
ВИЧ/СПИД, школьного и
дорожного травматизма.
Построение
эффективной системы
сопровождения позволит
решать проблемы развития и
обучения детей внутри
образовательной среды
учреждения, избежать
необоснованной переадресации
проблемы ребенка внешним
службам, сократить число
детей, направляемых в
специальные образовательные
учреждения. |